ВНИПЭ - Газотурбинный двигатель ТВ2-117

Газотурбинный двигатель ТВ2-117

 

ТВ2-117 — авиационный турбовальный двигатель, разработанный в 1959—1964 годах в ОКБ имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова. Выпускался серийно с 1965 по 1997 год. Всего на Пермском моторном заводе выпущено около 23 000 двигателей ТВ2-117, общая наработка которых составляет более 100 млн часов.

Двигатель предназначался для вертолёта Ми-8 и устанавливался на различные его модификации. Компрессор — 10-ступенчатый, с регулируемым входным направляющим аппаратом (РВНА) и РНА первых трёх ступеней, с перепуском воздуха из-за шестой ступени. Турбина компрессора — двухступенчатая, свободная турбина, приводящая полезную нагрузку — также двухступенчатая.

 

На производственных мощностях ООО "ВНИПЭ" в настоящее время организовано изготовление газотурбинных установки ГТУ типа ПАК-7 с применением основных узлов газотурбинных двигателей ТВ2-117.

Модификации ТВ2-117

  • ТВ2-117А - Конструктивно улучшенный серийный вариант двигателя.
  • ТВ2-117АГ - Улучшенный вариант ТВ2-117А с дополнительным графитовым уплотнением подшипников. Двигатели ТВ2-117А при ремонте дорабатываются до ТВ2-117АГ.
  • ТВ2-117Ф - Выпускался в 1970-х малой партией для вертолёта Ми-8ФТ для работы в сложных климатических условиях. При сохранении мощности на взлётном режиме 1500 л. с.[1] двигатель при температуре окружающего воздуха +40 °C обеспечивает гарантированную мощность 1440 л. с., а также способен работать в чрезвычайном режиме с мощностью 1700 л. с. в случае отказа другого двигателя.
  • ТВ2-117ТГ - политопливный двигатель, работающий на сжиженном пропанбутановом газе и газовых конденсатах, бензине, керосине, дизельном топливе (летнем, зимнем и их смесях в любых пропорциях). Устанавливался на вертолёты Ми-8ТГ для работы в районах с тяжёлыми климатическими условиями. Особую роль приобретает в условиях военного времени, когда нарушается снабжение топливом и снижается его качество.
  • ТР2-117 - Экспериментальный реактивный двигатель для беспилотного самолёта-разведчика.

тв2-117_3

Технические характеристики

  • Мощность на взлетном режиме: 1500 л. с.
  • Мощность на крейсерском режиме: 1000 л.с.
  • Удельный расход топлива на взлетном режиме: 0,275 кг/л.с.·час
  • Удельный расход топлива на крейсерском режиме: 0,310 кг/л.с.·час
  • Расход воздуха на взлетном режиме: 8,1 кг/с
  • Степень повышения давления:6,7
  • Температура газов перед турбиной компрессора максимальная при пуске: не более 850°С
  • Температура газов перед турбиной компрессора максимальная при работе под нагрузкой: не более 750°С
  • Расход масла: не более 0,5 кг/ч
  • Масса двигателя:330 кг
  • длина:2391 мм
  • ширина:547 мм
  • высота:745 мм
  • общий ресурс: до 12 000 мото-часов