ВНИПЭ -

История, модификации, описание конструкции, технические характеристики двигателя АИ-20
 

АИ-20 — одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом.

Серийное производство начато в 1957 году. Заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963—1965).

Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л. с.

С момента начала производство было выпущено около 14 тысяч газотурбинных двигателей АИ-20, которые успешно эксплуатировались на военно-транспортных  Ан-8 и Ан-12, пассажирских Ил 18 и Ан-10, противолодочных Ил-38, амфибиях Бе-12. В настоящее время продолжают летать оснащенные двигателями АИ-20 Ан-12, АН-32, Ил-18 и Ил-38. На двигателях АИ-20 был достигнут высокий уровень надёжности, позволивший впервые в советском двигателестроении установить межремонтный ресурс, измеряемый тысячами часов. Назначенный ресурс модификаций АИ-20К и АИ-20М составляет 20 тыс. часов. На основе АИ-20 было создано семейство двигателей АИ-24.

Модификации АИ-20

  • АИ-20 — базовый мощностью 4000 л. с. Устанавливался на Ан-10, Ан-12.
  • АИ-20А — два двигателя этой модификации были установлены на экспериментальном судне на подводных крыльях «Буревестник».
  • АИ-20Д — форсированный до 5180 л. с. Разработан в 1956 году. Устанавливался на Ан-8, Ан-32, Бе-12.
  • АИ-20ДК — доработанный для гидросамолёта Бе-12ФС. Устанавливался на Ан-32.
  • АИ-20ДМЭ (ДМН) — модификация используется в качестве силовой установки в передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции ПАЭС-2500.
  • АИ-20К — для самолёта Ил-18В. Выпускался в 1963—1965 годах.
  • АИ-20М — форсированный до 4250 л. с. Устанавливался на Ан-12БК, Ан-32, Ил-18Д, Ил-38.


Технические характеристики

  • Мощность на взлетном режиме:4000 л. с.
  • Удельный расход топлива на взлетном режиме:0,259 кг/л. с.ч.
  • Часовой расход топлива взлетном режиме:1040 кг/ч
  • Расход воздуха на взлетном режиме:20,9 кг/с
  • Степень повышения давления:9,32
  • Температура газов максимальная: не более 720°С
  • Расход масла: не более 0,5 кг/ч
  • Масса двигателя:1040 кг
  • длина:3096 мм
  • ширина:842 мм
  • высота:1180 мм
  • ресурс: до 40 000 мото-часов